Художественная роспись стен и потолков

Художественная роспись стен и потолков

Художественная роспись стен – это самый распространенный способ декоративного оформления различных помещений. Она известна нам с древних времен. За столь долгое существование роспись прошла сложный эволюционный путь от пещерных рисунков сажей и глиной до сложнейших композиций во дворцах, храмах и жилых домах разнообразными новыми материалами. Декорирование стен было очень популярно в период Античности.

В Древнем Риме росписями покрывали не только культовые сооружения, но и дома знатных людей, общественные здания. Наиболее известны, чудом сохранившиеся после извержения Везувия и заново открытые в конце 19 века, художественные росписи стен в Помпеях и Стабии. Такие как – в Доме фавна, в Вилле мистерий, термах и др. Росписями украшали не только стены, но и потолки, полы.

В искусстве Византийского периода применяли технику фрески для росписей культовых сооружений. За основу была взята древнеримская техника, только с применением меньших слоев грунтовки. Наиболее известный памятник – Софийский собор в Константинополе (1в.н.э.) – символ «золотого века» Византии, известный своими уникальными росписями и мозаиками. Через Византию искусство художественной росписи стен проникло на Русь. Выдающимися независимыми художниками — иконописцами в Древней Руси были – Андрей Рублев, Феофан Грек и Дионисий. Они заложили основные каноны и приемы, которые применяют до сих пор.

Наиболее ярко искусство Древнерусской живописи раскрылось в Новгороде. Уникальны росписи Феофана Грека в Храме Спаса Преображения. Известный всем «Христос Пантократор» (от греч. «Вседержитель») поражает своей силой и суровостью. Динамичные пробела и широкая манера письма, рассчитанная на обозрение с дальнего расстояния, определили неповторимость стиля Грека. Кульминации художественное декорирование стен достигло в эпоху Возрождения. Живопись стала приобретать светский характер даже в храмовых сооружениях.

В первую очередь следует отметить росписи Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане (н.16 в.). Это был титанический четырехлетний труд на площади более 600 кв.м. Художники Возрождения широко применяли технику фрески (fresco — ит. свежий), т.е. роспись по сырой штукатурке. В этой технике краска поглощается свежей штукатуркой и при высыхании образуется незаметный известковый слой, защищающий живопись. Она более сложна, но очень долговечна. Мы и сейчас можем любоваться их творениями, которым уже 500-600 и более лет.

В наше время художественная роспись стен доступна всем. Настенной живописью украшают не только храмы, крупные общественные здания, дома знатных и богатых людей, но и всевозможные кафе, рестораны, салоны, частные дома, квартиры и т.д. Масса всевозможных современных материалов позволяют не ограничивать полет творческой фантазии и создавать художественные росписи на любой вкус.